Вне всякого сомнения, внетрассовое катание дарит неповторимое чувство свободы, эйфории и уверенности которое особенно ценят искатели экстремального времяпровождения. Несмотря на большие риски, многие райдеры рано или поздно начинают кататься вне трасс. Одна из главных опасностей в горах связана с лавинами. Из-за них каждый год в горах погибает ни один десяток лыжников и сноубордистов. Главным образом это происходит из-за пренебрежения элементарными правилами по технике безопасности и поведения в лавиноопасных районах. Большую часть пострадавших составляют новички, которые не задумываются о рисках и последствиях.

Способность понимать и чувствовать рельеф местности, а так же использовать его для выбора наиболее безопасных маршрутов требует определенных навыков и умений, которые нарабатываются с опытом под руководством опытных инструкторов. Фрирайд — это next level владения сноубордом или лыжами.

Чеклист рекомендаций в этой статье основан на опыте ни одного десятка райдеров и во многих случаях поможет вам выбраться из экстремальных ситуаций, а возможно и спасти жизнь.

Подготовка к фрирайду

  • Подготовка маршрута

    При выборе маршрута важно оценить техническую сложность, возможные риски, опыт и уровень катания участников группы.

  • Подготовка группы

    Катание вне трасс в одиночку очень опасно. При достаточном опыте райдеров, на знакомых склонах возможно катание в парах. Тем не менее, вы снизите риски собрав или присоединившись к группе фрирайдеров, которые, в случае инцидента смогут провести поиск и транспортировку засыпанного лавиной товарища.

  • Проверяйте прогноз погоды

    Планируйте свои выезды в соответствии прогнозом погоды, желательно за несколько дней. Если в назначенный день погода резко изменится на плохую, подумайте дважды, чтобы отложить или отменить внетрассовое катание.

  • Оценивайте лавинные риски

    Что вам действительно нужно, так это проверить, что вы не собираетесь фрирайдить, когда снег не очень хороший (ледяной снег, хрустящий снег или недостаточно снега) или когда риск лавин слишком высок. Всегда помните, что риск схода лавин зависит от конкретной местности, на которой вы будете кататься, в зависимости от уклона и местного рельефа. Сайты местных курортов и горный патруль предоставляют такую информацию.

  • Проверьте свое снаряжение

    Все ваше оборудование должно проверяться перед каждой поездкой, особенно оборудование для обеспечения безопасности. Проверьте заряд аккумулятора, бипер, лопату, а так же убедитесь, что с вашем рюкзаком нет проблем.

Безопасность на склоне

  • За свою жизнь ответственнен только ты сам.

    Если вы катаете фрирайд без гидов, стоит четко осознавать, что только вы ответственны за свою жизнь и никто иной. Наличие свежих батареек в бипере, умение пользоваться лавинным снаряжением, знание техники безопасности и алгоритмов поиска в лавине, подбор надежной компании райдеров для катания — это все ваш выбор. И в ваших же интересах подходить к этому моменту ответственно. Если вы катаетесь с профессиональными гидами, то большинство этих вопросов снимаются, но все равно, самый главный выбор — «катать фрирайд» или «нет» — за вами. И последствия этого выбора могут быть ценою в жизнь. Будьте к этому готовы. Уровень ощущений высокий, возможная расплата — тоже.

  • У всех в группе должно быть лавинное снаряжение

    Все участники в группе должны иметь при себе лавинное снаряжение (бипер, щуп, лопату) и уметь им пользоваться. Если оборудование новое, обязательно нужно ознакомиться с ним ДО выхода на катание. В идеале — провести полевую тренировку по отработке шаблонов поиска в лавине, в том составе, в котором предстоит кататься.

    Также обязательным является наличие в группе хотя бы одной аптечки с перевязочными материалами (у замыкающего). Хорошо, если аптечек несколько.

  • Проезды осуществляются «по одному»

    По лавиноопасным склонам, в большинстве случаев, спускаются строго «по одному», по крайне мере, в начальной, крутой части. Одновременно на склоне находится только один райдер. Как известно, лучше копать семерым одного, нежели наоборот. Могут быть исключения, связанные с погодными условиями или состоянием участников, но принятие решения об одновременном движении нескольких человек или всей группы — на совести и опыте гида / руководителя. Из практики: верхняя, самая крутая и потенциально лавиноопасная часть спуска практически всегда проходится «по одному», а нижняя, более пологая — одновременно всеми участниками, с интервалом в 20-50 метров.

  • Участники группы наблюдают за тем, кто сейчас едет

    Во время проездов «по одному» все участники группы, как сверху, так и снизу, внимательно наблюдают за райдером. Это не только крайне интересно и познавательно (особенно для тех, кто готовится стартовать), но и дает шанс, в случае схода лавины, отметить место, где товарища видели последний раз. Это т.н. Last Seen Point (LSP), которая позволяет существенно сузить зону поиска, и, тем самым, повышает вероятность благоприятного исхода в случае инцидента.

  • Первым стартует один из самых опытных райдеров

    Первым едет один из самых опытных участников в группе: гид, руководитель или просто самый разбирающийся в теме. Он, выражаясь парапланерной терминологией, «пилот на мясо» или «тестер». Этот человек проверяет собой склон и по рации сообщает группе о состоянии снега, особенностях спуска и т.д. Если необходимо, ограничивает зону безопасного спуска, ориентируя участников относительно характерных черт местности и собственного следа. Он же определяет места остановок безопасности по ходу спуска.

  • Если условия позволяют — делайте остановки безопасности

    Остановки безопасности делаются, чтобы отдохнуть на затяжных спусках, быть в зоне видимости, а также, чтобы в случае инцидента, оказаться в шаговой доступности от пострадавшего. Если позволяет рельеф и метеоусловия, то места остановок выбираются в прямой видимости друг от друга. Без радиосвязи между частями группы это правило особенно важно.

  • Замыкает спуск один из самых опытных в группе

    Как и первым, замыкающим едет один из самых опытных райдеров в группе. Оптимально, если это второй гид или помощник руководителя. Он держит радиосвязь с первым гидом и дает участникам отмашку для старта. В случае отсутствия радиосвязи и, что еще хуже, видимости, порядок стартов назначает этот человек и осуществляет выпуск через равные промежутки времени. На замыкающем же чаще всего лежит важнейшая роль руководителя в случае внештатных ситуаций (лавина, травмы, потеря снаряжения на склоне). Именно он, тот самый «бронепоезд», стоящий на запасном пути, который может очень оперативно вмешаться в ситуацию, если потребуется.

  • Очередность в группе — в зависимости от условий

    Последовательность старта участников в группе (за исключением первого и замыкающего) определяется общим уровнем группы и сложностью спуска. Если спуск для группы простой, то последовательность произвольная, по желанию и по степени готовности. Если же группа разнородна и для некоторых спуск технически сложен, то, обычно, в первую очередь стартуют райдеры среднего уровня, в середине — наименее подготовленные, завершают же самые компетентные. При необходимости, руководитель может назначить конкретную последовательность стартов.

  • Уровень спуска должен соответствовать уровню группы

    Это касается не только технической сложности (крутизна, состояние поверхности, наличие камней и льда, ограничение по ширине спуска), но и степени лавинной опасности. Степень допустимого риска определяется по самому слабому участнику в группе. Если в начале спуска есть зона, где нельзя падать (no fall zone), но в группе есть участники, которые наверняка не смогут проехать этот участок без падений, значит, спуск выбран некорректно и стоит подумать о более простой альтернативе.

  • Быть готовым повернуть назад

    Это правило спасло не одну сотню альпинистов, горных туристов и фрирайдеров. Если за время восхождения резко увеличилась лавиноопасность, возник какой-то форс-мажор, или просто появилось чувство дискомфорта («шестое чувство» что-то шепчет), то не надо упорствовать в достижении цели, стоит подумать о наиболее оптимальном пути возвращения. Как говорил Дарвин, «выживает не сильнейший и не умнейший, а тот, кто максимально быстро приспосабливается к изменяющимся условиям». Это высказывание очень хорошо отражает суть данного правила.

  • Философия линии — внимание к оставленному следу

    Отношение фрирайдера к своей линии спуска, сродни отношению ко всей жизни, только в меньшем масштабе. То, как она будет проложена и насколько она безопасна, гармонична и при этом индивидуальна, зависит только от вас. Ведь в жизни, к сожалению, повторы не предусмотрены. И если вы «стошнили», или подрезали неумелыми траверсами склон, то этого уже не отыграть назад и линия навсегда останется таковой. В этих горах и вашем сердце. Старайтесь проехать так, чтобы, оглянувшись назад, вы увидели свой след и испытали чувство радости и удовлетворения.

Экипировка

  • Шлемы у всех участников группы (остальная защита — на усмотрение каждого).
  • Радиосвязь (минимум 2 рации + запасные аккумуляторы или дублирующие рации).
  • Проговаривание первым гидом нюансов предстоящего спуска непосредственно в месте старта и возможных альтернатив на случай изменения ситуации (погодных условий, состояния участников и проч.).
  • Проверка заряда батареи бипера перед стартом (самостоятельно каждым из участников).
  • Проверка гидом работоспособности биперов участников (гид подходит к каждому из участников, с включенным трансивером в режим «поиск»).
  • Взаимная проверка друг друга на предмет должного закрепления снаряжения на рюкзаках, в первую очередь это телескопические палки у сноубордистов. А также проверка того, как надеты страховочные системы и наличие карабинов на них (если происходит катание по ледникам).
  • Запасная маска (не линза, а именно маска) или очки, а также дополнительная теплая вещичка, термос с чаем, перекус — это тот самый кит, без которого не стоит выходить на фрирайд.

Оценить

Похожие посты

Добавить комментарий