Спортивная дисциплина прыжки с трамплина: кто ее придумал, история, правила и любопытные факты

Увлекательный, зрелищный, наполняющий адреналином: прыжки с трамплина — действительно захватывающий и даже пугающий вид спорта для тех, кто смотрит эти соревнования. Спортсмены после толчка с трамплина буквально парят в воздухе, чтобы затем совершить посадку как можно более аккуратно и как можно дальше.

Многие задаются вопросом, какова история этого увлекательного вида спорта, кто его изобрел и как.

История прыжков с трамплина

Прыжки с трамплина, как и многие другие зимние виды спорта, зародились в Норвегии, когда в далёком 1808 году лыжник Ole Rye (Улаф Рюэ) прыгнул на 9,5 метра. Истинное авторство этого вида спорта, однако, относят к Sondre Norheim (Сондре Норхейму), он считается отцом современных прыжков на лыжах с трамплина: в 1866 году он показал наилучший результат — 19 метров — на всемирном конкурсе по прыжкам с трамплина, состоявшемся в Ofte (Офте) в Норвегии.

Прыжки с трамплина с огромной скоростью стали популярными и в других странах, прежде всего в Австрии, Германии, Японии и Финляндии, спортсмены из этих стран и сегодня доминируют в этих видах соревнований.

Прыжки с трамплина вошли в программу зимних Олимпийских игр с 1924 года. В том же году был организован Чемпионат мира по лыжным видам спорта, который проводился каждые 2 года, в нечетные года. На нем разыгрывались медали в таких дисциплинах:

  • индивидуальные прыжки с короткого трамплина
  • индивидуальные прыжки с длинного трамплина
  • командные прыжки с длинного трамплина

Настоящий прорыв в этом виде спорта произошел в 1953 году на ставшем знаменитом турнире «Четыре трамплина», который считается самым престижным после чемпионата мира и Олимпийских игр. На турнире «Четыре трамплина» в период с декабря по январь проходят 4 гонки, которые проводятся сначала в Германии, а затем в Австрии, и которые венчают победителем того, кто набрал наивысший общий балл.

Континентальный Кубок по прыжкам с трамплина был учрежден в 1991 году: это соревнование, аналогичное соревнованию Кубка мира, но «второго уровня». 3 года спустя также был организован Гран-При, то есть летняя трасса с гонками, проводимыми на синтетических материалах, которые позволяют спортсменам скользить так же, как на снегу.

До 1998 года прыжки с трамплина были чисто мужским видом спорта, но в конце 1990-х FIS официально признала первую женскую гонку. Однако первые соревнования на Континентальный кубок среди женщин были организованы только в 2004 году, в то время как Чемпионат мира в «розовой» версии появился еще позже, в 2012 году.

Соревнования по прыжкам с трамплина среди женщин первый раз были включены в программу зимних Олимпийских игр в 2014 году в Сочи, где первый раз в истории победительница взошла на пьедестал почета.

В зависимости от мощности трамплины делятся на учебные (до 20 м), малые (20-50м), средние (50-70 м), большие (до 90 м) и трамплины для полетов на лыжах (свыше 120м)

Прыжки с трамплина претерпели несколько изменений, так, прыжки с длинного трамплина получили название полет на лыжах. Такие соревнования проводятся на трамплинах, которые по расчётам позволяют прыгать на 185 м.

В настоящее время есть пять мест в мире, где это возможно:

  • Викерсунд (Vikersundbakken in Vikersund),Норвегия
  • Оберстдорф (Oberstdorf), Германия
  • Кульм, Австрия
  • Планица (Letalnica, Planica), Словения
  • Харрахов (Harrachov), Чехия

С 1972 года существует также Чемпионат мира только по этой дисциплине, он проводится каждые два года.

Отличная координация движений, легкость, чувство равновесия и физическая сила — вот основные качества, которыми должен обладать атлет в прыжках с трамплина. Место, где проводятся соревнования, состоит из трамплинов, которые могут быть покрыты снегом, но также и пластиковыми или керамическими волокнами, трамплины имеют различную высоту и наклоны.

Прежде чем рассмотреть, каковы технические этапы прыжков с трамплина, давайте углубимся в действительно важную деталь, а именно одежду и снаряжение спортсмена.

Снаряжение и одежда при прыжках с трамплина

Они должны соответствовать очень точным параметрам, установленным регламентом FIS. Это нужно для того, чтобы избежать «махинаций», позволяющих спортсменам улучшить аэродинамику, а также чтобы не допустить технических проблем, которые могут привести к травмам и несчастным случаям. Регламент, вступивший в силу в 2016 году, предусматривает, что спортсмен должен иметь следующее снаряжение:

  • ботинки: они должны иметь гибкую переднюю часть, чтобы спортсмен мог наклонять свое тело вперед во время фазы полета, а толщина подошвы не должна превышать 45 мм;
  • лыжи: при прыжках с трамплина используются модели более широкие и длинные по сравнению с классическими лыжами. Длина лыж варьируется в зависимости от роста лыжника, она не должна превышать 145% от его роста. В случае слишком низкого индекса массы тела атлета лыжи подбираются более короткие. Крепления расположены так, что передняя часть лыж получается длиннее, чем задняя. А сами крепления таковы, что пятка остаётся свободной;
  • шлем: он всегда должен быть изготовлен для каждого спортсмена индивидуально, так как расстояние между внешней крышкой и головой спортсмена не должно превышать 7 см. Внешняя поверхность шлема должна быть гладкой и не может иметь встроенных защитных пленок или линз;
  • защитные очки: они должны быть установлены внутри шлема в правильном положении;
  • перчатки: они должны покрывать всю руку спортсмена и быть изготовлены из синтетического материала. Их толщина не должна превышать 5 мм;
  • костюм: он должен быть изготовлен из пяти слоев синтетических материалов толщиной от 4 до 5 мм и воздухопроницаемостью 40 литров на м2 в секунду. Что касается ширины, она не может превышать 2 см от окружности тела, а также не прилегать слишком плотно. Во время прыжка костюм должен быть полностью застегнут и закреплен на ногах специальными шнурками;
  • нижнее бельё: спортсмены под костюмом должны носить нижнее бельё, которое также должно соответствовать определенным параметрам. Фактически, оно не может быть толще 3 мм и иметь воздухопроницаемость более 60 литров на м2 в секунду;
  • нагрудник: даже нагрудник должен отвечать очень точным правилам. Он должен иметь воздухопроницаемость 40 литров на м2 в секунду.

Прыжок с трамплина состоит из 4-х этапов.

Старт и движение по трамплину: когда прыгун стартует с места, сидя на перекладине, возвышающейся над стартовой площадкой. Параллельные рельсы, по которым скользят лыжи, обеспечивают прямолинейность движения. Прыгун переходит в положение «приседания», вытягивая торс вперед, а руки по бокам, чтобы достичь максимально возможной скорости перед взлетом.

Этап приведения тела в правильное положение перед отрывом от трамплина: прыгун, достигнув конца пандуса, вытягивает тело, устремляя спину вперед, ногами давая себе толчок вверх. Это ответственнейший момент, когда лыжник должен хорошо рассчитать время и силы, так как и слишком раннее и слишком отсроченное приведение тела в положение полета может ухудшить качество прыжка.

Этап полёта: спортсмен буквально летит, протягивая свое тело вперед в центральное положение перед посадкой.

Этап полета осуществляется с использованием очень точной техники, которая развивалась на протяжении многих лет. В Норвегии, с рождением прыжков с трамплина, была принята техника Консгберга, и прыгун держал туловище и руки вытянутыми вперед, а лыжи параллельными.

В 1950-х годах смелость поменять положение взяли на себя лыжники Дашер и Виндиш, которые во время прыжка стали отводить руки назад. В наши дни принято именно такое положение тела.

В 1960-х годах появился метод V, тот что мы и видим сегодня в прыжках на лыжах с трамплина. Этот метод был введен польским лыжником Мирославом Графом. Он состоит в том, что прыгун раздвигает кончики лыж и сдвигает «хвосты» — таким образом лыжи образуют букву V — это идеальное положение для увеличения подъемной силы, создаваемой лыжами, и длины прыжка.

Этап приземления: прыгун принимает вертикальное положение, когда приближается к земле и касается земли, это положение тела известно как Телемарк. Продолжает скользить до конца трассы, затем тормозит и останавливается.

Как в прыжках с трамплина начисляются очки

В соревновании конечный результат зависит от нескольких факторов, в первую очередь от длины прыжка, к которому следует добавить очки, присужденные жюри, по шкале от 1 до 20.

Лыжник в каждом заезде делает одну попытку. Но на чем же основывается жюри при начислении очков?

В первую очередь длиной прыжка, которая определяется критической точкой K, то есть линией, маркирующей границу зоны приземления. Лыжнику начисляется 60 очков, если он приземляется точно в точке K, очки увеличиваются в случае, если контакт с Землей произошел дальше этой линии (прыжок ещё длиннее) или уменьшаются, если контакт с Землей происходит раньше точки К (прыжок короче).

Следующей по значимости является стилистическая точность: пять судей на взлетно-посадочной полосе играют роль оценщиков прыжков и оценщиков стиля спортсмена, который «наказывается» в случае неопределенного положения полета или неправильных движений (-1 балл), плохо выполненного или отсутствующего Телемарка или слишком жесткой посадки (-3 балла), падений или шатаний при торможении (до – 7 баллов).

Тренировки

Наконец, необходимо сделать некоторые пояснения о тренировках. Тренировки прыгунов состоят не только и исключительно из испытаний прыжков с трамплина, спортсмены также тренируются и вне трамплина, улучшая равновесие и силу толчка.

Как? С помощью целевых упражнений и симуляций различных этапов прыжков, выполняемых с помощью тренера, который помогает спортсмену, поддерживая его в моделировании фазы полета и приземления.

Добавить комментарий

Похожие записи

Все записи

На Эвересте предположительно найдены останки Эндрю Ирвина. Осталось найти фотоаппарат

Немногие трагедии альпинизма так знамениты, как исчезновение двух членов британской экспедиции ровно сто лет тому назад. Это случилось
Продолжить чтение