Спортивная дисциплина прыжки с трамплина: кто ее придумал, история, правила и любопытные факты
Увлекательный, зрелищный, наполняющий адреналином: прыжки с трамплина — действительно захватывающий и даже пугающий вид спорта для тех, кто смотрит эти соревнования. Спортсмены после толчка с трамплина буквально парят в воздухе, чтобы затем совершить посадку как можно более аккуратно и как можно дальше.
Многие задаются вопросом, какова история этого увлекательного вида спорта, кто его изобрел и как.
История прыжков с трамплина
Прыжки с трамплина, как и многие другие зимние виды спорта, зародились в Норвегии, когда в далёком 1808 году лыжник Ole Rye (Улаф Рюэ) прыгнул на 9,5 метра. Истинное авторство этого вида спорта, однако, относят к Sondre Norheim (Сондре Норхейму), он считается отцом современных прыжков на лыжах с трамплина: в 1866 году он показал наилучший результат — 19 метров — на всемирном конкурсе по прыжкам с трамплина, состоявшемся в Ofte (Офте) в Норвегии.
Прыжки с трамплина с огромной скоростью стали популярными и в других странах, прежде всего в Австрии, Германии, Японии и Финляндии, спортсмены из этих стран и сегодня доминируют в этих видах соревнований.
Прыжки с трамплина вошли в программу зимних Олимпийских игр с 1924 года. В том же году был организован Чемпионат мира по лыжным видам спорта, который проводился каждые 2 года, в нечетные года. На нем разыгрывались медали в таких дисциплинах:
- индивидуальные прыжки с короткого трамплина
- индивидуальные прыжки с длинного трамплина
- командные прыжки с длинного трамплина
Настоящий прорыв в этом виде спорта произошел в 1953 году на ставшем знаменитом турнире «Четыре трамплина», который считается самым престижным после чемпионата мира и Олимпийских игр. На турнире «Четыре трамплина» в период с декабря по январь проходят 4 гонки, которые проводятся сначала в Германии, а затем в Австрии, и которые венчают победителем того, кто набрал наивысший общий балл.
Континентальный Кубок по прыжкам с трамплина был учрежден в 1991 году: это соревнование, аналогичное соревнованию Кубка мира, но «второго уровня». 3 года спустя также был организован Гран-При, то есть летняя трасса с гонками, проводимыми на синтетических материалах, которые позволяют спортсменам скользить так же, как на снегу.
До 1998 года прыжки с трамплина были чисто мужским видом спорта, но в конце 1990-х FIS официально признала первую женскую гонку. Однако первые соревнования на Континентальный кубок среди женщин были организованы только в 2004 году, в то время как Чемпионат мира в «розовой» версии появился еще позже, в 2012 году.
Соревнования по прыжкам с трамплина среди женщин первый раз были включены в программу зимних Олимпийских игр в 2014 году в Сочи, где первый раз в истории победительница взошла на пьедестал почета.
В зависимости от мощности трамплины делятся на учебные (до 20 м), малые (20-50м), средние (50-70 м), большие (до 90 м) и трамплины для полетов на лыжах (свыше 120м)
Прыжки с трамплина претерпели несколько изменений, так, прыжки с длинного трамплина получили название полет на лыжах. Такие соревнования проводятся на трамплинах, которые по расчётам позволяют прыгать на 185 м.
В настоящее время есть пять мест в мире, где это возможно:
- Викерсунд (Vikersundbakken in Vikersund),Норвегия
- Оберстдорф (Oberstdorf), Германия
- Кульм, Австрия
- Планица (Letalnica, Planica), Словения
- Харрахов (Harrachov), Чехия
С 1972 года существует также Чемпионат мира только по этой дисциплине, он проводится каждые два года.
Отличная координация движений, легкость, чувство равновесия и физическая сила — вот основные качества, которыми должен обладать атлет в прыжках с трамплина. Место, где проводятся соревнования, состоит из трамплинов, которые могут быть покрыты снегом, но также и пластиковыми или керамическими волокнами, трамплины имеют различную высоту и наклоны.
Прежде чем рассмотреть, каковы технические этапы прыжков с трамплина, давайте углубимся в действительно важную деталь, а именно одежду и снаряжение спортсмена.
Снаряжение и одежда при прыжках с трамплина
Они должны соответствовать очень точным параметрам, установленным регламентом FIS. Это нужно для того, чтобы избежать «махинаций», позволяющих спортсменам улучшить аэродинамику, а также чтобы не допустить технических проблем, которые могут привести к травмам и несчастным случаям. Регламент, вступивший в силу в 2016 году, предусматривает, что спортсмен должен иметь следующее снаряжение:
- ботинки: они должны иметь гибкую переднюю часть, чтобы спортсмен мог наклонять свое тело вперед во время фазы полета, а толщина подошвы не должна превышать 45 мм;
- лыжи: при прыжках с трамплина используются модели более широкие и длинные по сравнению с классическими лыжами. Длина лыж варьируется в зависимости от роста лыжника, она не должна превышать 145% от его роста. В случае слишком низкого индекса массы тела атлета лыжи подбираются более короткие. Крепления расположены так, что передняя часть лыж получается длиннее, чем задняя. А сами крепления таковы, что пятка остаётся свободной;
- шлем: он всегда должен быть изготовлен для каждого спортсмена индивидуально, так как расстояние между внешней крышкой и головой спортсмена не должно превышать 7 см. Внешняя поверхность шлема должна быть гладкой и не может иметь встроенных защитных пленок или линз;
- защитные очки: они должны быть установлены внутри шлема в правильном положении;
- перчатки: они должны покрывать всю руку спортсмена и быть изготовлены из синтетического материала. Их толщина не должна превышать 5 мм;
- костюм: он должен быть изготовлен из пяти слоев синтетических материалов толщиной от 4 до 5 мм и воздухопроницаемостью 40 литров на м2 в секунду. Что касается ширины, она не может превышать 2 см от окружности тела, а также не прилегать слишком плотно. Во время прыжка костюм должен быть полностью застегнут и закреплен на ногах специальными шнурками;
- нижнее бельё: спортсмены под костюмом должны носить нижнее бельё, которое также должно соответствовать определенным параметрам. Фактически, оно не может быть толще 3 мм и иметь воздухопроницаемость более 60 литров на м2 в секунду;
- нагрудник: даже нагрудник должен отвечать очень точным правилам. Он должен иметь воздухопроницаемость 40 литров на м2 в секунду.
Прыжок с трамплина состоит из 4-х этапов.
Старт и движение по трамплину: когда прыгун стартует с места, сидя на перекладине, возвышающейся над стартовой площадкой. Параллельные рельсы, по которым скользят лыжи, обеспечивают прямолинейность движения. Прыгун переходит в положение «приседания», вытягивая торс вперед, а руки по бокам, чтобы достичь максимально возможной скорости перед взлетом.
Этап приведения тела в правильное положение перед отрывом от трамплина: прыгун, достигнув конца пандуса, вытягивает тело, устремляя спину вперед, ногами давая себе толчок вверх. Это ответственнейший момент, когда лыжник должен хорошо рассчитать время и силы, так как и слишком раннее и слишком отсроченное приведение тела в положение полета может ухудшить качество прыжка.
Этап полёта: спортсмен буквально летит, протягивая свое тело вперед в центральное положение перед посадкой.
Этап полета осуществляется с использованием очень точной техники, которая развивалась на протяжении многих лет. В Норвегии, с рождением прыжков с трамплина, была принята техника Консгберга, и прыгун держал туловище и руки вытянутыми вперед, а лыжи параллельными.
В 1950-х годах смелость поменять положение взяли на себя лыжники Дашер и Виндиш, которые во время прыжка стали отводить руки назад. В наши дни принято именно такое положение тела.
В 1960-х годах появился метод V, тот что мы и видим сегодня в прыжках на лыжах с трамплина. Этот метод был введен польским лыжником Мирославом Графом. Он состоит в том, что прыгун раздвигает кончики лыж и сдвигает «хвосты» — таким образом лыжи образуют букву V — это идеальное положение для увеличения подъемной силы, создаваемой лыжами, и длины прыжка.
Этап приземления: прыгун принимает вертикальное положение, когда приближается к земле и касается земли, это положение тела известно как Телемарк. Продолжает скользить до конца трассы, затем тормозит и останавливается.
Как в прыжках с трамплина начисляются очки
В соревновании конечный результат зависит от нескольких факторов, в первую очередь от длины прыжка, к которому следует добавить очки, присужденные жюри, по шкале от 1 до 20.
Лыжник в каждом заезде делает одну попытку. Но на чем же основывается жюри при начислении очков?
В первую очередь длиной прыжка, которая определяется критической точкой K, то есть линией, маркирующей границу зоны приземления. Лыжнику начисляется 60 очков, если он приземляется точно в точке K, очки увеличиваются в случае, если контакт с Землей произошел дальше этой линии (прыжок ещё длиннее) или уменьшаются, если контакт с Землей происходит раньше точки К (прыжок короче).
Следующей по значимости является стилистическая точность: пять судей на взлетно-посадочной полосе играют роль оценщиков прыжков и оценщиков стиля спортсмена, который «наказывается» в случае неопределенного положения полета или неправильных движений (-1 балл), плохо выполненного или отсутствующего Телемарка или слишком жесткой посадки (-3 балла), падений или шатаний при торможении (до – 7 баллов).
Тренировки
Наконец, необходимо сделать некоторые пояснения о тренировках. Тренировки прыгунов состоят не только и исключительно из испытаний прыжков с трамплина, спортсмены также тренируются и вне трамплина, улучшая равновесие и силу толчка.
Как? С помощью целевых упражнений и симуляций различных этапов прыжков, выполняемых с помощью тренера, который помогает спортсмену, поддерживая его в моделировании фазы полета и приземления.