Руаль Амундсен: человек Льдов, покоривший Южный полюс

«В три часа дня одновременное «стоп!» — раздалось среди нас. Мы внимательно осмотрели свои одометры, и все они показали одинаковые результаты: Южный полюс. Цель достигнута, путешествие закончено”

(Р. Амундсен)

К началу XX века Азия, Америка, Океания, Африка: почти все континенты мира были исследованы вдоль и поперек. Мало оставалось таких областей земного шара, которые европейцы еще не посетили. Среди них был последний континент — Антарктида.

Год 1909 – по всему миру начали распространяться новости: американец Роберт Пири заявил, что достиг Северного полюса. Еще одно великое, хотя и оспариваемое, достижение в области исследований. Один человек, однако, был особенно разочарован этим объявлением — норвежский исследователь Руаль Амундсен.

Роберт Пири со своей командой там, где они думали, что находится Северный полюс Wikipedia

Амундсен родился в деревушке Борге в Норвегии в 1872 году, выучился на медика, но когда ему исполнился двадцать один год, он решил оставить медицинские исследования в пользу полярных.

В конце XIX века он отправился в Антарктиду, но эта экспедиция оказалась неудачной, так как попала в ловушку замерзшего моря Беллинсгаузена; он участвовал также в первой легендарной экспедиции, которой удалось пройти по морскому Северо-Западному проходу; но после новостей о том, что Северный полюс покорён, Амундсен повернул свой взгляд в противоположную сторону.

«Но маленький уголок ещё остался»

Амундсен в 1908 году Wikipedia

Изучение пути к Южному полюсу, секретная программа его покорения, сбор средств, подбор команды и оборудования длились пару лет. В его доме в Бундефьорде планировалось то, что станет частью величайших путешествий в истории человечества.

План Амундсена состоял в том, чтобы перезимовать в Китовой Бухте, где он мог бы изучать богатую фауну, погодные условия, а самое главное — движение и образование льдов. Во время подготовки к покорению Южного полюса, Амундсену пришли новости о трагической экспедиции Шеклтона, судно которого попало во льды и дрейфовало больше года, после чего было раздавлено и затонуло. Этот момент, однако, не смутил отважного норвежского исследователя. Наоборот, Амундсен увидел возможность дрейфовать в направлении полюса на судне, тем самым сократив расстояние, которое нужно было пройти на санях или пешком.

Судно Амундсена «Фрам», Wikipedia

Деревянные ящики, заполненные консервами и неизбежным пеммиканом, были загружены на корабль. Большое внимание уделялось хорошо запечатанным и питательным продуктам. Пеммикан — вяленое мясо и сало, традиционная пища в полярных экспедициях — теперь сочетался с овощами и овсянкой, что повышало его усвояемость.

Также на корабль погрузили палатки, одежду, лекарства и всё необходимое (бумагу, колоды игральных карт, книги, граммофон и пластинки, канцелярские принадлежности, музыкальные инструменты, алкоголь для поднятия морального духа и т. д.)

Итак, отважные путешественники были готовы противостоять сильному холоду, цинге и снежной слепоте. Получив «Прощайте и благослови вас Бог!» от норвежской королевской семьи, 3 июня «Фрам» поднял якорь, оставив позади крепость Акерсхус. Сделав несколько остановок, чтобы поднять на борт последние вещи и, прежде всего, собак, экспедиция Амундсена, наконец покинула Норвегию. Проделав путь в 11 тысяч морских миль (16 тысяч километров), 11 января полярный корабль «Фрам», имея на борту больше 100 ездовых собак и 9 членов экспедиции, прибыл к Большому Ледяному Щиту.

«Он медленно поднимался из моря, пока мы не оказались перед ним во всем его величественном великолепии. С помощью пера трудно передать, какое впечатление производит эта могучая ледяная стена на наблюдателя, впервые столкнувшегося с ним. В целом, это вещь, которая вряд ли может быть описана; но вы можете очень хорошо понять, что эта стена 100 футов в высоту в течение многих лет считалась непреодолимым препятствием для дальнейшего движения на юг. Однако мы знали, что теория неприступности ледяного щита давно опровергнута; неизвестное царство за его пределами уже было открыто”

Ледяной щит Росса, 1997 год, Wikipedia

Судно «Фрам» прибыло к Китовой Бухте. Но где она: матросы с опаской всматривались в бесконечную и неприступную ледяную стену в поисках бухты. И вот наконец она показалась, узкая и длинная. Корабль пробивался сквозь лёд, гордый и упрямый, направлявшийся со своим экипажем к бессмертию.

Проникнув за границу щита, команде нужно было найти подходящее место для создания станции. Станцию предполагалось построить в таком месте, где лед был плотно прикреплен к суше, так как дрейф прямо в Тихий океан на большом ледяном плоту стал бы для людей катастрофой. Поэтому исследователи продолжали и продолжали свой путь, любуясь гребнями, впадинами и арками, построенными изо льда самой природой, пока не достигли подходящей точки.

«Фрам» и ледяной щит Антарктиды, Wikipedia

Наконец можно было сойти с корабля. Четверо мужчин в арктической одежде и лыжах отправились на первый осмотр. Небо было ясным, а солнце давало приятную теплоту даже тюленям, дремавшим у края барьера. Решено было разбить лагерь в заснеженной долине между горой Нельсон и горой Ренникен на небольшой возвышенности. Группа вернулась на корабль, неся радостную новость своим товарищам, в то время как многочисленные пингвины Адели с любопытством наблюдали за их движениями.

На следующий день члены экспедиции вернулись в долину, где установили две палатки, примерно в двух километрах друг от друга. Во второй палатке жили плотники и Амундсен, которые должны были собрать прочную хижину для зимовки. Работы хватало: разгрузка, транспортировка инструментов, багажа, дров, нефти, угля, продовольствия и т. д.), строительство хижины. При первой возможности кто-нибудь отправлялся на охоту за тюленями. Вечерами путешественники укрывались в палатке или хижине, где можно было хорошо поесть в компании, при свете лампы и в тепле печи.

«Дым весело поднимался из черного, сияющего камина и провозглашал, что теперь барьер действительно заселен. Как было приятно приезжать на санях после тяжелого рабочего дня и видеть, как этот дым поднимается в воздух. Это, на самом деле, мелочь, но так много значит».

Станция Амундсена «Фрамхейм», Wikipedia

4 февраля любопытное событие нарушило спокойное пребывание норвежцев. Судно «Терра Нова» британской экспедиции под предводительством Роберта Фалькона Скотта добралось до Китовой Бухты.

Надо сказать, что экспедиция Скотта также ставила себе цель покорить Южный полюс и с самого начала конкурировала с экспедицией Амундсена. Офицеры двух кораблей обменялись любезностями и отобедали вместе; затем британцы продолжили выбранный ими путь.

Утром 10 февраля начались поездки по размещению складов с продовольствием.

“Мы не могли сказать, даже приблизительно, как долго продлится эта поездка, поскольку все было неизвестно”

Судно британской экспедиции «Терра Нова», Wikipedia

Команде Амундсена пришлось столкнуться с тем огромным ледяным пространством, которое и является ледяным щитом. У них не было опыта, только информация, взятая из книг. Собаки тащили сани по заснеженным равнинам и холмам, порой опрокидывая их. Через несколько дней они подошли к восьмидесятой параллели. Там члены экспедиции построили первый склад, где оставили вяленое мясо, сало, сушеную рыбу, мясо котиков, шоколад, маргарин и печенья, а также кухонную утварь. Для того, чтобы впоследствии найти склад, укрепили флаг, и затем вернулись на базу.

В течение следующих нескольких недель норвежцы посвятили себя созданию других складов с продуктами, и всё это при температуре ниже 40 градусов. Но что больше всего беспокоило путешественников, так это опасность того, что эти склады с пищей будут похоронены под снегом. Поэтому они устанавливали много флагов и в местах продуктовых складов и по всему пути, обозначая правильное направление. Когда же флаги закончились, были использованы куски дерева, вырезанные из сундуков.

В это время года в Антарктиде были частые туманы, а заблудиться в тумане было бы опасно и, безусловно, поставило бы под угрозу всю экспедицию. Ещё Амундсена и его людей беспокоили трещины во льду, часто невидимые из-за тумана.

В этих хлопотах наступил апрель. Дни становились все короче и короче; вскоре солнце взошло и тут же исчезло. Вечерами первопроходцы слушали музыку, курили сигару и выпивали по хорошему стакану пунша.

В течение дня проводились наблюдения за погодой и размышления о повседневных делах. Зима уже наступила и полярная ночь была на пороге.

«19 апреля мы видели солнце в последний раз; с тех пор оно ушло ниже нашего горизонта, хребта на севере. Он был темно-красным и окружен морем пламени, которое полностью никогда не исчезало”.

Зима длилась около четырех месяцев, в течение которых они построили большую хижину, починили инструменты, обработали замороженные туши ранее пойманных тюленей, позаботились об одежде и санях, упаковали как следует свою поклажу и всё время вели научные исследования. Было важно в темноте полярной ночи не поддаваться унынию и держать на высоте моральный дух каждого участника.

Один из продовольственных складов, Wikipedia

Это была по-настоящему долгая и холодная зима. Температура достигала -58°C. Единственным развлечением было время от времени любоваться красочным южным полярным сиянием.

24 августа, наконец, снова появилось солнце, но температура все еще была слишком низкой, чтобы позволить отъезд, и беспокойство, вызванное мыслью об экспедиции Скотта, который неизвестно как далеко ушёл, постоянно приходило в голову Амундсена. Как только погода позволила, Руаль не хотел терять ни минуты более. Это было 8 сентября.

«Наша цель была достигнуть полюс»

Полярное сияние в Антарктиде. Фото Самуэля Бланка, Wikipedia

Сани с собачьими упряжками были готовы. Позавтракав и загрузив последние вещи, команда отправилась в путь. Скорость экспедиции была небольшой: иногда из-за соперничества, которое вспыхивало между собаками различных команд; иногда из-за расщелин, куда попадали сани и откуда их приходилось вытаскивать, рискуя заблудиться; иногда из-за пиков холодной температуры: так, 12 сентября термометр зарегистрировал -52°C, температуру слишком низкую для собак. И действительно, их нашли, свернувшимися калачиком так плотно, насколько это было возможно и всё- таки дрожащими от холода.

Путешественники не могли больше ориентироваться по компасам, жидкость в которых замерзла; и что еще хуже, замерз джин, бутылка с которым взорвалась при оттаивании, в результате чего собаки часто чихали. Группа была вынуждена остановиться. Люди построили укрытия из снега и укрылись там на несколько часов. 14 сентября экспедиция Амундсена достигла первого склада. Было понятно, что дальше продвигаться в таких условиях невозможно. Разгрузив сани, люди отправились обратно или, вернее сказать, бросились спасаться бегством. Некоторые собаки были брошены (большое количество из них потеряет свои жизни во время путешествия, многие умрут мучительной смертью). Вскоре группа достигла своей отправной точки.

Ноги отважных исследователей были обморожены, но, к счастью, ни у одного из них не было ничего слишком серьезного. Несколько разрезов на волдырях, ежедневные компрессы, и ситуация разрешилась.

Решено было ждать весны, наступившей в конце месяца. За это время между Амундсеном и Йохансеном произошел конфликт. Из-за этого 19 октября в путь отправились не все.

Путь экспедиции Амундсена, Wikipedia

«Нас было пятеро: Хассель, Ханссен, Вистинг, Бьяаланд и я. Четверо саней, каждые запряжены тринадцатью собаками. Внизу, на морском льду был Преструд (член экспедиции, помощник Йохансена) с кинематографическим аппаратом. Он крутил его так быстро, как только возможно, по мере того, как мы проходили».

Они решительно шли вперед, может быть, даже слишком быстро. Если бы они потеряли контроль над санями, то упали бы в глубокую расщелину, которая положила бы конец экспедиции и своим жизням. Но на этот раз фортуна была на стороне первопроходцев.

Пройдя около двадцати семи километров, они остановились, чтобы установить палатку. Немного отдохнув, Амундсен с товарищами снова отправились, продолжая путь до вечера. Но на следующий день им пришлось столкнуться с метелью. Ветер здорово замедлил их скорость и, как будто этого было недостаточно, снизилась видимость.

«Внезапно мы увидели, как сани Бьяаланда падают в расщелину”
Одни из саней экспедиции Амундсена, Wikipedia

Человек и собаки пытались сопротивляться падению. Последние все еще были привязаны к саням и изо всех сил пытались ухватиться за снег, в то время как Бьяаланд успел спрыгнуть и теперь пытался не дать повозке упасть в пропасть. Когда все казалось потерянным, пришла помощь. Остальные участники экспедиции были рядом. Вистинг спустился в расщелину и закрепил багаж, который был поднят; затем они подняли и сани.

Вскоре после этого упадёт и сам Вистинг, сумев, однако, вовремя раздвинуть руки, избежав погружения в эту бездонную пропасть. Ещё несколько раз Амундсен и его коллеги рисковали в этом коварном месте, которое они назвали “мышеловкой” и которое они отказывались обходить, чтобы не терять больше времени. «Трещины расходились во все стороны, как на разбитом стекле”. В какой-то момент люди поняли, что опасность этого места слишком велика; поэтому они изменили направление и достигли периметра того, что, как они обнаружили, было огромной впадиной. «Мышеловка» была преодолена. Вскоре они добрались до склада с продуктами, где, наконец, смогли переобуться и оправиться от усталости.

«6 ноября, в 8 часов утра, мы отправились от 82º S. Перед нами было неизвестное”

Снежное безмолвие, Wikipedia

Путешественники всё ещё пересекали ту плоскую ледяную массу, которая является ледяным щитом. Но материк приближался. На горизонте появились возвышенности, над которыми висели большие скопления серых облаков, а сильный гул, производимый движением льда, держал измученных людей в напряжении. То, что они видели впереди, были Трансантарктические горы, достигнутые экспедицией между 14 и 15 ноября.

Больше года они не касались земли! Оставив у подножия гор сообщение с указанием информации о маршруте, по которому они пойдут и о багаже саней, они начали восхождение. Это было 17 ноября.

На этот раз погода была многообещающей; собаки тянули сани без особых проблем, избегая при этом хорошо видных трещин и продвигаясь вверх по крутым склонам, покрытым снегом иногда коричневого, иногда красноватого оттенка. «Мы останавливались и исследовали окрестности, ища легкий проход. Немного горячего шоколада и снова в путь».

Пройдя через очередной узкий проход, люди оказались на равнине, с которой можно было любоваться зрелищем белоснежных Трансантарктических гор.

Но вместо осмотра окрестностей, команда Амундсена начала подготовку к спуску. Опасность состояла в потере контроля над санями, поэтому им приходилось спускаться медленно и со всей возможной предосторожностью.

Как только группа первопроходцев достигла горного плато, был сооружен склад с продуктами. Теперь почти налегке люди двинулись дальше. 4 декабря, после пересечения хребтов и расщелин, экспедиция вышла на другое плато. Отсюда Южный полюс был уже недалеко!

Снежные «дюны», Wikipedia

«Несмотря на поднявшуюся метель, наш поход продолжался. Были в районе «дюн» — грубых снежных образований, созданных ветром». Исследователи их возненавидели, так как эти неровности сильно затрудняли движение вперёд. Но через пару дней поверхность снова ровной. На санях были подняты норвежские флаги.

«Я давно уже мыслями был очень далеко от тех мест, в которых передвигался; о чем я думал тогда, я не помню, но я так волновался, что полностью отключился от того, что было вокруг; неожиданно меня разбудили крики ликования, за которым последовали аплодисменты. Я быстро обернулся, чтобы выяснить причину этого необычного события, и потерял дар речи, настолько был ошеломлен. Я считаю невозможным выразить чувства, которые овладели мной тогда. Все сани остановились и на первых развевался норвежский флаг… мы пересекли рекордные 88º 23′, куда дошёл Шелктон; мы углубились на юг дальше, чем кто бы то ни было»

Небольшая остановка экспедиции, Wikipedia

Амундсен слегка отстранился от группы, был одинок и погружен в свои мысли, его лицо было измучено язвами и усталостью, залито слезами. Только Шеклтон зашел так далеко на юг. Его коллеги праздновали! Все забыли об усталости; моральный дух был выше, чем когда-либо. Собравшись с мыслями, Руаль вернулся к остальным. Они пожали друг другу руки и поздравили друг друга. Они добились успеха вместе, но задача еще не закончилась. Цель была еще южнее.

Они разбили лагерь, разбили склад и отправились в путь. Напряжение было ощутимым, они чувствовали себя детьми в ночь Сочельника. Были споры о времени, когда они прибудут в пункт назначения. Но все были уверены, что достигнут полюса 14 декабря. Так и случилось.

Вистинг на Южном полюсе, Wikipedia

Каждый старался вытянуть шею, чтобы увидеть как можно дальше в этой бескрайней равнине. “Шея Ханссена выросла вдвое, так он пытался увидеть на несколько дюймов дальше». Несколько облаков накрыло небо, а солнце пробивалось между ними, лаская вместе с ветерком почти полностью закрытые лица исследователей.

«В три часа дня одновременное «стоп!» — раздалось среди нас. Мы внимательно осмотрели свои одометры, и все они показали одинаковые результаты: Южный полюс. Цель достигнута, путешествие закончено”

Оскар Вистинг, Олаф Бьяаланд, Сверре Хассель и Руаль Амундсен на Южном полюсе, Wikipedia

Все вместе торжественно установили они норвежский флаг и посвятили свой поход королю Хокону VII. И всё-таки Амундсен был недоволен. Конечно, он совершил удивительный подвиг, он вошел в историю, но в этой истории был и привкус разочарования: ему не удалось исполнить мечту всей своей жизни, мечту детства — добраться до Северного полюса. По иронии судьбы он стал первым, кто коснулся Южного полюса.

«Так мы установим тебя, любимый флаг, на Южном полюсе”

Члены экспедиции Амундсена напротив палатки, Wikipedia

Была установлена маленькая палатка. В ней Амундсен оставил письмо для Скотта, чтобы в случае, если члены экспедиции Амундсена погибнут по пути назад, тот доставил новость об их покорении Южного полюса норвежскому королю. Ещё одно письмо Амундсен оставил непосредственно для Скотта. К столбу палатки была прикреплена деревянная табличка с выгравированными именами пионеров, в которой они нашли сообщения, оставленные товарищами, оставленными при отъезде: “Добро пожаловать на 90 градусов южной широты».

Отдав Полюсу последний салют, группа Амундсена отправилась домой. Благополучно вернувшись на корабль, они направились в Тасманию, откуда сразу же отправили радостную новость всему миру.

Антарктические походы экспедиций Амундсена и Скотта (зелёная линия британской экспедиции, красная линия норвежской экспедиции)

Примечание: 17—18 января 1912 года группа Скотта побывала на Южном полюсе, где обнаружилось, что норвежцы опередили англичан более чем на месяц. На обратном пути все члены британской экспедиции погибли.

Добавить комментарий

Похожие записи

Все записи

На Эвересте предположительно найдены останки Эндрю Ирвина. Осталось найти фотоаппарат

Немногие трагедии альпинизма так знамениты, как исчезновение двух членов британской экспедиции ровно сто лет тому назад. Это случилось
Продолжить чтение