Гай Северин — человек-легенда

Как писал поэт Маяковский: «Гвозди бы делать из этих людей, Не было б в мире прочнее гвоздей!»
Все заслуги Гая Ильича Северина, советского и российского ученого сложно перечислить, вот некоторые из них: Генеральный конструктор НПП «Звезда», академик российской Академии наук, доктор технических наук, профессор, ученый в области жизнеобеспечения экипажей самолетов и космических кораблей, изобретатель катапультного кресла, спасшего тысячи человеческих жизней. Даже читая эти строки, можно догадаться, что этот человек был настоящим энтузиастом своего дела, дни и ночи проводящим на работе. Которую и работой трудно назвать, а именно Делом с большой буквы. Именно ему принадлежит фраза: Слово «невозможно» нам неизвестно. Гай Северин родился 24 июля 1926 года. Как это давно! А ведь это были годы быстрого развития советской промышленности, когда каждый день приносил новые открытия. Еще мальчишкой Гай увидел самолет-кукурузник и с тех пор «заболел» небом. Он мечтал стать пилотом-испытателем и не видел для себя иного пути. Во время войны он с родителями жил в Алма-ате. Когда в 1942 году туда эвакуировали МАИ — Московский Авиационный Институт, Гай не упустил свой шанс и поступил туда. Экзамены сдавал легко, хотя в числе экзаменатора был сам Сергей Ильюшин, известнейший конструктор, создатель самолета ИЛ. Но по стечению обстоятельств, Гай Северин долго не мог поступить на факультет летчиков-испытателей, так как после войны туда набирали уже воевавших пилотов. Когда пришел наконец положительный ответ, Гаю исполнилось 28 лет. Поздновато для пилота! Тогда он решил заняться конструированием и усовершенствованием систем жизнеобеспечения самолетов и космических кораблей. В 1952 году в городе Томилино был создан засекреченный завод 918, или НПП «Звезда», куда и пошел работать Гай Северин, быстро ставший его Главным конструктором. На этом заводе он работал, возглавляя его, больше 40 лет, до самой смерти в 2008 году. Начинал работать Гай Северин под руководством самого Королева. Надо хорошо понимать дух того времени — день и ночь шло бешеное соревнование между СССР и США во всех сферах науки, и особенно за космос. От ученых требовали достижений. И достижения были. Первый космонавт Юрий Гагарин полетел в космос в скафандре, разработанном на НПП «Звезда» и пользовался системой приземления, разработанном там же. Но какой ценой доставались эти достижения! У Королева был очень крутой характер. Он и сам «горел» на работе, и того же требовал от своих сотрудников. Достаточно сказать, что его побаивались даже КГБисты. Многие не выдерживали такой ритм, уходили. Но не Гай Северин. Вместе они ездили на полигоны испытывать свои разработки. А жизнь на военных полигонах была нелегкой — полная бытовая неустроенность, грязь, бараки с клопами. Но на это не обращали внимание. Вслед за первым полетом в космос нужно было добиться первого выхода человека в открытый космос. И снова американцы объявили, что сделают это первыми. Началась подготовка Алексея Леонова к выходу в космос во время полета в 1965 году. НПП «Звезда» отвечал за его безопасность. И здесь возникли невероятные трудности, у инструкторов ничего не получалось, все время были сбои. Например, при первом испытании разбился самолет. Затем, когда хотели проверить выход в космос на манекене, при открытии шлюза взорвался сам корабль. Запуск был на грани срыва. Но Кремль требовал от Королева уложиться в назначенный срок. Конструкторы устранили неполадки и пошли на огромный риск, все-таки запустить ракету с космонавтами в космос. Даже в последний день случилось непредвиденное — из 32 надувных балок в конструкции корабля две дали течь. По инструкции их нужно было везти в Москву для ремонта, но завтра уже полет! Гай Северин нашел специалистов, за ночь прямо на космодроме устранивших течь. И полет состоялся! Космонавты взлетели! Но неприятности не закончились — перед возвращением на землю отказала автоматическая система посадки. Королев, Северин, другие сотрудники не отходили от пульта управления полетом все время, день и ночь. Было принято решение о посадке вручную. Космонавты Леонов и Беляев сели не там, где это планировалось, а в глухой тайге, зимой, при морозе -35 градусов. Связь с ними прервалась. Весь воздушный транспорт был поднят на поиски, их зона постоянно расширялась. Уже диктор Левитан записал два текста обращения к нации, в одном из которых сообщалось, что космонавты героически погибли. Через несколько часов, когда уже принималось решение о прекращении поисков, произошло чудо — космонавтов заметили сверху. Все плакали, и даже сам Королев! Вот такая история, вошедшая в Историю страны. Все разработки НПП «Звезда» трудно и перечислить. Например, была разработана система возвращения космонавта на космический корабль в случае, если, выйдя в открытый космос, оборвется соединяющий трос. Чего стоит изобретение катапультного кресла. Его усовершенствовали до такого уровня, что катапультирование происходит в любой момент полета и при любой скорости, и кресло передает данные о том, где это произошло. Другая разработка произошла совместно с фармацевтической кампанией после гибели подлодки «Комсомолец». Почти все моряки не выжили из-за того, что находились в ледяной воде. Тогда были созданы «таблетки от переохлаждения», прекрасно показавшие себя на добровольцах. После гибели подлодки «Курск» в НПП «Звезда» были разработаны скафандры для подводных водолазов, выдерживающие давление многотонной массы воды. Жаль только, что отнюдь не все разработки и изобретения пошли дальше открытия. Бюрократическая машина слишком неповоротлива! Само предприятие НПП «Звезда» тоже пережило много всего после развала Советского Союза и смутных 90-х годов. Чудо, что оно сохранилось и чудо, что большая часть сотрудников осталась работать в нем. Несомненно, что заслуга в этом его Главного Конструктора, Человека с Большой буквы Гая Северина. Но талантливый человек талантлив во всем. С юных лет и всю жизнь Гай увлекался горными лыжами. Именно благодаря этому всю жизнь он был строен, моложав и имел отменное здоровье. Гай Северин участвовал в соревнованиях и дважды стал чемпионом СССР по горнолыжному спорту. Уже в преклонном возрасте он участвовал в соревновании ветеранов. А также он выступил инициатором создания загородного клуба в Подмосковье, куда приезжают тысячи людей покататься на лыжах. Клуб назван именем Гая Северина. Так что, он останется в памяти не только для науки, но и для спорта.

Оценить

Похожие записи

Все записи

Треккинг к базовому лагерю Эвереста: всё, что нужно знать

Базовый лагерь Джомолунгмы (Эвереста) — это название двух альпинистских лагерей, которые расположены с разных сторон горы Джомолунгма в разных государствах — Непал
Продолжить чтение

Компания Невепласт реализовала ещё один проект: на этот раз в Румынии

В конце уходящего 2023 года итальянская компания Невепласт реализовала ещё один амбициозный проект: горнолыжную и тюбинговые трассы на естественном склоне в
Продолжить чтение

Добавить комментарий